gorgulenok: (горгуленок)
...меня занесло на "Звуковые ландшафты" в театр "Школа драматического искусства" на Сретенке.
Это было... сейчас попробую рассказать, что.

До распространения звукозаписи для шумовых эффектов в театре и при съемке кино использовались специальные аппараты. Потом, когда пользоваться записью для этого стало проще, от них отказались. Так вот, это был акустический перформанс, исполненный на таких аппаратах — реконструированных, как я поняла.

В принципе самые простые варианты приспособлений, имитирующих природные шумы, я видела. Бывает, например, такая штука — "посох дождя": в высушенный и покрытый лаком ствол борщевика заколачивается множество крохотных гвоздиков и насыпается гречка, когда его переворачивают — стук пересыпающейся гречки о гвоздики очень похож на шум дождя.

Театральные аппараты для воспроизведения таких шумов похожи по принципу устройства, но гораздо сложнее, потому что звук дождя должен состоять не только из стука капель, но и, скажем, всплесков воды в лужицах, шума листвы под ветром, периодических раскатов грома и так далее — а кроме дождя, требуется еще изображать множество других шумов. И еще они в основном довольно большие по размеру, потому что звук должен слышать весь зал.
И обращаться с ними, конечно, искусство.

Внешне они выглядели как такие очень загадочного вида махины — с зубцами, с крутящимися барабанами, ну то есть вот так, например:

IMG_20170413_201118

И из вот этих шумов реально создавалась симфония.

С шелестом листвы и чириканьем птиц, разным, неотличимым от настоящих птиц в настоящем лесу, с ливнем и грохотом грома, со стуком поезда, все ближе, ближе, накрывающим, с гудками, со свистом ветра — и наконец, со звуками, которые ты никогда не слышал, но, услышав сейчас, понимаешь, что именно происходит — сопряжение сфер и схватка на всех уровнях бытия, буря, которая не оставляет ничего живого, и после нее — покой и новая жизнь на новой земле.

То есть это были истории, рассказанные через звук.

Вот про что я задумалась после всего этого.
Рассказывают — неизвестно, правда это или преувеличение, но если и преувеличение, то в него поверили, значит, можно было поверить — что первый фильм, показывающий прибытие поезда, вызвал у зрителей страх и чуть ли не панику. Эти зрители были людьми, наверняка ходившими в театр и знакомыми с его шумовыми эффектами.

На меня сейчас не только знаменитый минутный ролик братьев Люмьер с поездом, но и 3D-видео такого впечатления не произведет. Другая эпоха, другие реакции.
А вот когда во время акустического перформанса вокруг меня нарастал звук ливня и начинал ворчать раскатами гром — я чувствовала очень сильное желание бежать отсюда куда-нибудь, где можно укрыться.
От визуального изображения мне гораздо легче отстраниться, не ощущать себя его частью, чем от звука, если звук объемный и говорит о том, что я нахожусь явно очень близко от того, что этот звук издает: под ливнем, возле путей, по которым мчится поезд, и так далее.

Может быть, конечно, дело в том, что во время спектакля сцена отвлекает на себя внимание, и зритель автоматически воспринимает звуковые эффекты как относящиеся к ней, к тому, что на ней происходит, отделяет себя от них. Здесь же не было никакого другого действа на сцене, кроме игры на тех самых шумовых аппаратах.

А может быть, это психологический эффект именно этой звуковой симфонии, именно произведения.
gorgulenok: (горгуленок)
Люд московский, кому интересно — в пятницу в клубе "Вермель" (Раушская набережная, 4) в 20.00 группа "Тикун Хацот". Стоит вроде 300 рублей.

http://vermel.ru/?page_id=377

Это израильская рок-группа. Какое оно — вот например:

gorgulenok: (горгуленок)
После кукольных выставок обычно я несколько дней на всех людей смотрю как на кукол. Я совершенно автоматически задаюсь вопросом, из запеканки или самоотвердевающего пластика вон та девушка или вон тот молодой человек напротив меня в метро — и только спустя секунду осознаю, что, вот дура, он из плоти живой, он не кукла.
Как-то я с утра, глядя на свое отражение в зеркале, почти всерьез задумалась — а из чего у этой куклы волосы и как у нее сделаны глаза.

А сейчас почему-то я не столько в людях вижу кукол, сколько в окружающих вещах — предметы из кукольного мира: типа той печки из медвежьей избушки, пепелаца или миниатюрной гостиной у меня на фотках с Мосфейра.
Наверное, так получилось, что я в этот раз на них больше всего внимания обращала, что ли.

Вплоть до того, что смотрю на электричку, подползающую к станции, и думаю — а раскрашена-то как неаккуратно. С другой стороны, она может сама ездить и даже открывать дверки — для кукольной миниатюры это очень круто.
gorgulenok: (горгуленок)
Я предупредила ведь уже, что я снимаю фигово и в реале все эти куклы и вообще все это гораздо круче, чем на моих фотках, угу?

IMG_20170408_173521

И еще куклы — теперь в основном антропоморфные:

Много кукол... )
gorgulenok: (горгуленок)
У меня впечатление, что разнообразия было больше, чем на всех Мосфейрах, на которых я была — хотя может, конечно, у меня просто чуть изгладились из памяти предыдущие.
При этом народу было меньше обычного — на втором этаже была только авторская выставка мэтров, а материалы и литературу, которые обычно там продаются, сейчас перенесли на первый этаж. И посетителей тоже меньше, чем в том году, совершенно не было толкотни и толпы, которых в субботу вообще-то ждешь.

Я сейчас выложу огромную кучу фоток, потому что меня страшно прет.
Народ, только имейте в виду — я реально фигово снимаю, я фотки выкладываю, чтоб показать, на что это все было более-менее похоже, но вообще-то в реале оно круче во много раз, даже сравнения быть не может. Правда. Серьезно.

Так вот, что там было. Например:

IMG_20170408_183405

Это была печка в медвежьей избушке.
А вот колодец у тех же медведей:

И очень много всего прочего... )

Продолжение следует (да, это был не конец, я же говорю, меня прет).
gorgulenok: (горгуленок)
Недавно я узнала, что самого прикольного лифта, на котором я в своей жизни ездила, больше нету.
Его заменили нормальным современным во время ремонта здания.
Вообще-то правильно сделали — я каждый раз, выходя из него, удивлялась, что жива-здорова, а это было двадцать лет назад — но все равно жалко. Пусть бы остался где-нибудь для истории.

Он представлял собой клетку из металлических реек, изнутри затянутую жесткой зеленой тканью. Кое-где эта зеленая ткань была надорвана и слегка вздувалась, когда лифт ехал.
Делал он это раскачиваясь и с громким стенающим звуком, словно привидение, оплакивающее свою горькую участь.
Собственно, на привидение, заточенное в лифтовой шахте, он и был похож.

Он соединял книгохранилища библиотеки, где я работала. Каждое утро я на нем спускалась на свое рабочее место, а вечером поднималась, иногда еще ездила на нем в течение дня — по каким-нибудь рабочим надобностям в другое хранилище или же наружу налить воды в чайник, вымыть посуду и прочее, если по каким-либо причинам вся эта роскошь на собственном этаже оказывалась недоступной.

Надо сказать, лифтов я вообще-то боюсь — фобия. Не слишком сильная — я жила на девятом этаже и все-таки ездила туда на лифте, хотя ненавидела это дело, чуть ли не зажмуривалась, пока ехала, лифты мне снились в кошмарах, и сейчас я невероятно рада, что живу невысоко и могу позволить себе ходить пешком.
И вот с этой фобией, с ночными кошмарами про лифты и прочим я в зрелом возрасте семнадцати лет попадаю, значит, работать в книгохранилище с этим самым артефактным лифтом.

Как я вообще смогла первый раз в него войти — я не помню. Помню только мысль, что если народ на нем в принципе ездит и выходит оттуда живым, значит, скорее всего, ничего не сделается и мне.

Потом, правда, я к нему привыкла, и на самом деле в итоге иррационально он напрягал меня меньше, чем темные металлические коробки современных лифтов с автоматическими дверями — хотя я понимала, что в них-то встроены системы безопасности, а вот в этого динозавра — совершенно не факт.
Но что меня удивляло — за те два года, которые я там проработала, он ни разу не ломался.

Двери его, раздвижные, складывавшиеся благодаря этим рейкам гармошкой, запирались изнутри на крючок — буквально как дачная калитка. Мне было страшно интересно, а что будет, если нажать на кнопку своего этажа не закрывая дверей, поедет ли он, и если да, то как выглядит шахта между этажами изнутри — но попробовать я, естественно, не решилась ни разу.
Однажды я, выходя из него с посудой для помывки в руках, уронила в шахту нож — он улетел в щель между лифтом и полом этажа. В общем-то в эту щель могло провалиться и много чего побольше и пошире ножа. Переступала я через нее всегда аккуратно, хотя человек в нее, конечно, свалиться все-таки не смог бы.

Когда я уходила из этой библиотеки, я, разумеется, не предполагала, что вообще когда-нибудь еще что-нибудь о ней услышу — хотя теоретически я могла бы, конечно, записаться туда в качестве читателя и пользоваться фондами, но мне за эти два года так опротивело там все, что я и представить не могла, чтобы мне этого захотелось.
Это теперь я вспоминаю ее не то чтобы с ностальгией, но со странным, мне самой не совсем понятным смешанным чувством — и уж точно без отвращения.

Но случилось так, что я сейчас общаюсь с человеком, который работает как раз там.
Причем я по его рассказам даже не сразу сообразила, что его библиотека — это та самая, где работала я.
Вот от него-то я и узнала, что артефактного лифта больше нету.

Иррациональное ощущение потери, сама не знаю почему.
Глупость редкостная.
gorgulenok: (горгуленок)
Народ, а вам случается, когда вы пишете от руки, причем по-русски, в середине слова вдруг какую-то букву нечаянно автоматически написать латиницей, а не кириллицей? Скажем, "n" вместо "н", "r" вместо "р" и тому подобное?

Я в последнее время себя на таком стала ловить.
gorgulenok: (горгуленок)
Мои православные именины совпадают с Днем Дурака.
Есть в этом для меня что-то концептуальное.
Вообще к первому апреля у меня всегда было двоякое отношение: с одной стороны, во времена моего детства у людей часто были странные на мой вкус представления о невинном розыгрыше (сейчас то ли народ вменился, то ли дело всего лишь в том, что у меня поменялось окружение), а с другой, праздник дурака — это очень правильно как идея. В том или ином смысле и в той или иной степени каждый из нас дурак, поэтому это праздник каждого из нас.

Еще мне нравится, что святая Дарья — не историческая личность, а легенда: то ли была такая, то ли не было ее.
Это в каком-то смысле ощущается как свобода.

Небо синее, как средневековая мозаика — и глядя в него, приходится напоминать себе, что это наоборот мозаика синяя как небо.
Впрочем, к вечеру оно светлеет, теряет густоту цвета, становится прозрачным.
Удивительно, какие светлые сейчас вечера.

Вчера ночью я набухалась белым сухим вином — кажется, я доросла до него, до недавнего времени я по собственному почину пила только сладкие вина, а сухое воспринимала как кислятину — и после этого долго гуляла по окрестностям. Глубокая зима царила вокруг меня, и воздух зимней оттепели, бесконечно родной горьковатый воздух московской зимней оттепели, кружил голову сильнее вина, но и успокаивал не хуже него.
А сегодня, кажется, опять весна.

...В детстве у меня был калейдоскоп, и он совершенно завораживал меня — я смотрела на разные узоры из цветных стеклышек, и мне казалось, что это кусочки каких-то других миров. Они были похожи на орнаменты из моих детских книжек — из русских сказок с иллюстрациями Билибина, на цветочные виньетки в книжке сказок Андерсена, и тому подобное.
Кстати, сказки с билибинскими иллюстрациями сейчас издали одним толстым томом. Я в размышлениях, жалко мне на это денег или не жалко. Очень хочется, на самом деле. Надо еще повнимательнее посмотреть на качество печати, конечно, для таких иллюстрированных книг это очень важно.

Так вот, моя жизнь последних месяцев мне самой напоминает калейдоскоп с кусочками миров. Пронзительно-яркими, как виньетки из детских книжек.
Они разные, такие невероятно разные — узоры, которые складываются из событий, из деталей, из символов и визуальных образов, и один мир сменяет другой — и от этой смены накрывает иногда ощущением нереальности.
Я уже не понимаю — может быть, я превратилась в какое-то новое существо, и это существо смотрит на все не обычным моим рефлексирующим, а фотографирующим взглядом, восприимчивым, но не углубляющимся. Может быть, у меня уже зеленая кожа и острые уши, а я по привычке все вижу в зеркале свое прежнее отражение, потому что ожидаю увидеть именно его.

Кстати, через неделю Мосфейр.
http://mosfair.ru/wp/
gorgulenok: (Эльза)
В обсуждениях воскресной акции меня возмущает одна вещь.
Людоедские высказывания по-настоящему не трогают — я в курсе, что люди бывают сволочами. Вообще, если ты видел, как вооруженные стражи порядка избивают мирных демонстрантов, ты можешь считать всех людей хорошими только если у тебя какой-то медицинский непорядок с головой.

Меня возмущают попытки представить себе это каким-то детским крестовым походом как его описывал советский учебник истории.
Грязные политики обманули детей, в таком духе.
Это пишут люди, которых самих на акции, естественно, не было. Но они уверены, что могут судить о мотивации ее участников, об уровне их осознанности и так далее.
И на эти рассуждения иногда ведутся те, у кого на самом деле с нравственной позицией все нормально, кто людоедство-то вообще-то не оправдывает.

Народ, я там была. Не было там сплошных подростков. Большинство участников, как показалось мне — молодые люди, приблизительно от двадцати до сорока. Подростки были, и старики были, и вообще очень разный народ был — но никаких сплошных подростков не было.

Насчет оценки возраста надо иметь в виду еще такую вещь. Именно в нашем поколении горожан сильно удлинилось время физической молодости — из-за хорошей еды, из-за распространения технологий, которые нас освободили от изнурительного труда, может быть, еще и по каким-то законам природы, которые мы пока не понимаем — а представления наши о том, как в норме выглядит человек в тридцать, в сорок и в пятьдесят лет, еще не перестроились. Мы еще не знаем, на какие чисто физиологические показатели в облике человека теперь надо смотреть, чтобы определить биологический возраст. Поэтому мы, во-первых, как правило занижаем возраст человека после двадцати пяти (я не видела никаких исследований на эту тему, не знаю, есть ли они, но мне это говорит опыт), а во-вторых, бессознательно относим человека к той или иной возрастной группе только по атрибутике и контексту.

Тот, кто ничего не знает обо мне, увидев меня на протестной акции, с синими волосами, с городским рюкзачком за плечами, скандирующую политические лозунги, наверняка даст мне визуально чуть за двадцать.
А мне тридцать восемь.
И дело не в том, что я как-то особенно свежо и юно выгляжу — я выгляжу как все — а в синих волосах, рюкзачке, в том, что я что-то кричу на улице. Когда мы росли, все это считалось атрибутикой молодежи и только молодежи, а то, что отложилось в голове в детстве, потом очень сложно меняется, даже если по факту мир уже изменился.

Поэтому я сама тоже могу на протестной акции оценивать как где-то за двадцать возраст человека, которому на самом деле где-то под сорок. Я тоже не свободна от этих стереотипов родом из 80-х. Но это будет именно занижение возраста, а не завышение.
Молодых людей было больше, а пожилых меньше, чем обычно — вот все, что я на самом деле могу сказать про возрастной состав участников.

И отлично эти люди знали, что именно их не устраивает и против чего они протестуют. Это было очевидно из всего поведения, из разговоров в толпе — из всего.

Меня возмущает именно обесценивание мотиваций участников протеста. Домыслы, народ, говорят в данном случае о домысливающих, а не о реальной ситуации.
gorgulenok: (горгуленок)
Пишу матушке смс-ку.
А для этого нужно открыть цепочку сообщений — полученных от нее и отправленных ей мною.
Я открываю — и вижу последнее ее сообщение от двадцать шестого числа: детунь, позвони как будешь дома, мы сходили нормально.

Я не помню такой смс-ки в воскресенье, хотя она помечена как прочтенная, но дело не в этом.
Дело в том, что именно на воскресной протестной акции мои родители не были. А я была, но я сказала им тогда, что не собираюсь — чтоб они на стенку от тревоги не лезли, это бы никому на пользу не пошло — и спалилась только позвонив им вечером. Поэтому у мамы не было причин ни мне сообщать смс-кой, что у них все в порядке, ни просить меня позвонить, как буду дома.

У меня чуть ум за разум не зашел в попытках понять, что это за сообщение из параллельной реальности.
Пока я не сообразила посмотреть внимательно, а какого месяца это самое двадцать шестое число.

Вы догадались, да? Это было двадцать шестое февраля.
В тот день был марш памяти Немцова, и вот на него-то как раз родители ходили. А я наоборот нет, потому что была очень критично занята в тот день другими своими делами, и как-то их передвинуть или кем-то меня заменить никак не получалось. Поэтому я только через несколько дней сходила к монументу на Немцовом мосту и отнесла цветы, а на марш не попала.
И мама, соответственно, придя домой, отписалась мне, что у них все норм (на согласованном марше конечно все норм и должно быть по идее, но все равно), и попросила меня позвонить, как доберусь домой.
А за месяц я, конечно, уже напрочь забыла об этой смс-ке. И весь этот месяц никаких других смс-ок матушке не писала — я с ней чаще общаюсь другими способами.

Вот так совпадающие числа создают загадку из ничего.
gorgulenok: (горгуленок)
До чего все-таки в детско-юношеские годы было просто с переводом слов, когда учишь иностранный язык: смотришь в маленький карманный словарь или вообще в тот, который приведен в конце учебника — записываешь, что значит слово — заучиваешь.

Тогда я не задумывалась над тем, что полные соответствия значений бывают только у очень немногих простых слов — дом, стол, собака, кошка, корова. А для большинства на самом деле нельзя подобрать одно русское слово, которое будет адекватно и полностью передавать его значение.

А теперь выписываешь незнакомое слово в блокнот, смотришь его в словаре — взрослом, онлайновом — и понимаешь, что фиг ты сможешь написать в качестве значения одно русское слово, чтобы так и заучивать.
И еще понимаешь, что это все фигня на самом деле. Ты все равно будешь встречать слово только в каком-то контексте, и контекст тебе уточнит семантику, а сейчас требуется записать и запомнить, что примерно это слово значит, из какой оперы.

Но надо выбрать это самое примерное русское слово. Одно.
И нападает ступор.
gorgulenok: (горгуленок)
Здесь был дом.

IMG_20170315_152120
gorgulenok: (горгуленок)
Посмотрела "Отряд самоубийц" ("Suicide Squad"). Фильм по вселенной DC — это где Готэм-сити, Бэтмен и компания.
Не могу понять, понравилось или нет.

Персонажи офигенно колоритные. Конечно, суперзлодеи комиксов именно под это и заточены, но здесь, кроме яркости образа, у них у всех есть то, благодаря чему они невероятно цепляют — уязвимость.
В Харли Куинн в этом фильме я буквально влюбилась.
Очень клевый и необычный Джокер. То есть прошу понять меня правильно: я не имею в виду, что он лучше Николсона, нет, ни в коем случае, но он просто совсем другой.

В фильме нет хороших парней. По крайней мере среди активно действующих персонажей. Степень моральной небезупречности у них очень разная, но небезупречны абсолютно все.
С другой стороны, вот на что я не люблю как правило расклад "одно зло против другого" — но тут как раз это меня не напрягало. Обычно мне в этом не нравится то, что по большому счету некому сочувствовать. Здесь персонажи сочувствие вызывают. Ну, у меня.
Их эмоциональная жизнь, их отношения, их чувства живут у меня внутри на следующий день после просмотра, когда я уже давно занята другими вещами.

В анонсе к этому фильму говорится, что он про то, как из опасных преступников собрали команду самоубийц и послали выполнять особо опасную миссию. С одной стороны, вроде как да, сюжет можно так описать. А с другой, после этой фразы представляется что-то совсем не то, что реально происходит в фильме. (Я бы после такого анонса никогда в жизни не стала смотреть, если бы мне не сказали, что на самом деле там не про то, что я скорее всего подумала.)

Еще говорится, что это комедия.
Иронии по поводу штампов там действительно до фига, но я поняла вот что. Стебать штампы можно противопоставляя себя любителям штампов, а можно — попутно признаваясь, что да, эти повороты и приемы не зря стали штампами, ты любишь вот такие вещи и много кто еще их любит. Это незлая ирония, не разрушительная, а порождающая трактовки и смыслы, это ирония, не исключающая, а подразумевающая уважение к зрителю и его вкусу, внимание к деталям и мелочам.
"Suicide Squad" — это вот такая ирония.
Горечи в ней тоже много (кофеварка, блин! кофеварка! ладно, сами посмотрите, если захотите), но глумления или пренебрежения собственными персонажами — нет.
И еще там очень, очень необычная трактовка Бэтмена.
Но комедией я бы на свой вкус это все-таки не назвала. Разве что в очень старинном смысле слова.

И да, народ. Если кто еще не смотрел и собирается, предупреждаю — смотрите титры до конца. Там не пасхалка. Там круче.

А что мне не понравилось, причем настолько, что чуть не обнуляет все то хорошее, что я сейчас о фильме сказала — это дикая скорость происходящего на экране плюс то, что информация, необходимая, чтобы понимать, что вообще творится и ради чего, дается предельно скупо. То, что нужно сказать вслух, персонажи говорят быстро и вскользь. То, что зрителю нужно показать — показывается быстро и так, что смысл увиденного запросто можно не уловить.

В итоге я это смотрела так: после чуть не каждой сцены просила того, кто смотрел это вместе со мной уже не в первый раз, запаузить и объяснить мне, что произошло.
Чувствуя себя, разумеется, какой-то запредельно тупой.
И да, при этом все эмоционально задевающее происходит без спешки, а стебушки произносятся так, что их успеваешь и расслышать (прочитать, если смотришь с субтитрами), и оценить. А вот все информативное комкается и несется со скоростью горнолыжника.

Я понимаю, что сейчас именно так снимать фильмы и принято.
Я не понимаю, почему принято так по-дурацки.
Мне не верится, что я единственный тормоз на свете, а всем остальным это норм.
gorgulenok: (горгуленок)
Вытряхивая все из сумки, внезапно нашла завалявшийся в кармане какой-то старый пропуск — и с минуту тупила, вспоминая, откуда он, куда мне было по нему надо и по какому поводу.

Вот интересный вопрос — если бы где-то на всемирной свалке выброшенных вещей нашлась коллекция всех моих бейджиков, разовых и постоянных пропусков, удостоверений, билетов и прочего за всю жизнь, то, собранная вместе, что она бы собой представляла? Узнала бы я по ней свою жизнь, согласилась бы, что все целиком это странным образом, причудливо, но все-таки отражает меня и то, чем я занималась в жизни — или нет?

В юности я бы сказала — конечно нет, мало ли какие бумажки я где получала, а все самое главное в моей жизни вообще обходилось без них, так как же они могут что-то там реальное отражать.
А вот теперь я не уверена.
Одна не может, две не могут, а полная коллекция за всю жизнь, скорее всего, о человеке, его нуждах и интересах очень многое скажет.

Хотя, конечно, скажет только тому, кто правильно понимает реалии времени и места, где жил этот человек.
Например, видя разовый пропуск на территорию завода, стоит понимать, что человек туда ходил с шансами за синей краской для волос со склада или на чью-то персональную выставку в галерею, которая снимает помещение на этом заводе.
Но это любой историк скажет, что с источником нужно уметь работать.
gorgulenok: (горгуленок)
Едешь заполночь в совершенно пустой электричке. Никого нет в твоем вагоне, и может быть — во всяком случае, так кажется — никого нет во всем поезде, никого нет на платформах, у которых поезд распахивает двери. Темнота летит за окнами, громкий голос объявляет названия станций.

И вот, когда он говорит: "Следующая остановка — платформа Останкино", я вдруг понимаю, что если бы это не было знакомое с детства привычное название родного московского района, то в этом контексте — пустая электричка, ночь — оно бы прозвучало органично-зловеще, как в страшилке.

Практически станция Кладбищенская, по сути-то.

По идее по законам жанра на ней в вагон должен войти кто-то странный, и дальше начаться всякий экшен.
Но мне пофиг, я сама на ней выхожу.
gorgulenok: (горгуленок)
Читаю "Вулфхолл".
Читаю по-русски, не в оригинале.

"...Мор — светило из иной сферы — при встречах удостаивает его лишь кивком, и каждый раз он чувствует искушение спросить: с вами что-то не так? Или что-то не так со мной? Почему все, что вам известно, и все, что вы узнаете, подкрепляет ваши прежние убеждения? Вот в моем случае то, с чем ярое, во что вроде бы верил, мало-помалу рушится — то тут, то там. С каждым месяцем мои представления об этом мире делаются все хлипче; и о мире ином — тоже".

С вами обоими все так, мастер Кромвель, милорд. Просто это разница между человеком, который знал, почему считает то, что считает, и человеком, который этого не знал. Когда человек знает, о чем его убеждения, почему они именно такие — он реже сталкивается с тем, что действительно способно их разрушить, а не уточнить и не подкрепить. Он знает ответы на вопросы, приводящие в смятение профана; его взгляды — система, сформировавшая и формирующая его душу и его разум.

Разумеется, и такой человек может менять свои убеждения; но это бывает совсем иначе и очень редко.
В том же, во что веришь случайно, не зная оснований своей веры, естественно менять взгляды, столкнувшись с тем, что им противоречит.
Вы не знали причин, почему вы католик, мастер Кромвель, когда исповедовали догматы католицизма. Но милорд канцлер читал Писание и без Лютера; Лютер не сказал ему ничего нового.

Правда, еще часто случается, что человек не знает, почему он в чем-то убежден, но смертельно боится потерять эти убеждения. Они дают ему твердую землю под ногами; веру в свою правоту и в то, что он хороший, возможность быть вместе с теми, с кем он привык быть. И тогда этот человек будет отмахиваться от всего, что им противоречит; он не будет слушать, он постарается не слышать, не понять, понять превратно — лишь бы не оказаться переубежденным.

И происходит странное: люди с твердыми убеждениями, рожденными знанием и ценностями, начинают опасаться, не держатся ли они за эти убеждения только потому что боятся их сменить. Потому что во многом между убежденным человеком и тем, кто боится потерять опору, действительно есть сходство. И у того и у другого есть люди, с которыми свела их близость взглядов, есть образ жизни, связанный с этими взглядами, привычки, любви и нелюбви. Сам язык, которым человек говорит, происходит от этих взглядов. Все это страшно потерять, и человек мыслящий не может не отдавать себе отчета в этом страхе.
А зная в себе этот страх, не может быть до конца уверенным, что не страх движет им, когда он полагает чушью аргументы своего противника.
Но все-таки твердость в убеждениях существует на самом деле.

Два с половиной столетия, мастер Кромвель, между вами и теорией общественного договора; и поэтому если я скажу, что в ваше время пересматривался общественный договор, вы не поймете меня. Но вы, должно быть, видите сами, что у вас на глазах меняется мир людской, и то, что было невозможным при ваших дедах, становится возможным, а то, что было похвальным, начинает осуждаться — взять хотя бы Бекета, святого Фому Кентерберийского, и общепринятое отношение к нему.

Я совсем не представляю вас, мастер Кромвель, не персонажем "Вулфхолла", а тем человеком, которым вы были в вашем XVI веке. Но и в романе вы плохо понятны мне. Будто стекло стоит, и все ваши чувства и мысли — за ним: вроде показаны, вроде вижу, а ощутить не могу.

Но книга цепляет, затягивает, хотя чем — не могу сказать точно. Не происходит ничего, чего я бы уже не знала заранее — из истории. Может быть, как раз сочетанием современного языка и этой предопределенности всех событий.
Мы знаем, что король разведется с Екатериной Арагонской. Мы знаем, что он женится на Анне Болейн. Мы знаем, что для этого он порвет с Римско-Католической Церковью и станет основателем Англиканской. Мы знаем, какая судьба ждет и Уолси, и Мора, и — позже — Кромвеля. Вот они в тексте живые, что-то говорят, радуются и печалятся, смеются и плачут — а ты знаешь, что с каждым из них будет дальше.

Ну и да — перевод офигенный.
Может быть, конечно, не стоит так говорить, когда не видела оригинала. Но язык потрясающий, да даже по процитированному отрывку понятно, наверное.
gorgulenok: (горгуленок)
Слушайте, народ, а вот у меня вопрос.

Предположим, есть какой-то человек, чье внимание вы хотите привлечь. От которого вам чего-нибудь хотелось бы — например, романтических отношений, или дружить с ним, или участвовать в каком-нибудь его проекте, куда не всех берут.
Но первое взаимодействие с ним вы зафейлили.

Как вы считаете, что хуже, что более нежелательно: чтобы он запомнил вас в ключе "о да, был такой идиот" или чтобы он вообще вас не запомнил?

Я в таких случаях однозначно предпочитаю, чтобы человек меня не запомнил.
Потом я постараюсь пересечься с ним еще и на этот раз произвести хорошее впечатление.
Но я знаю, что есть люди, которые как раз предпочитают, чтобы их запомнили в негативном ключе — а уж они сумеют в дальнейшем поменять минус на плюс.

В "Трех мушкетерах" была фраза про то, что придворные предпочитают скорее попасть под гневный взгляд короля, чем вовсе не удостоиться взгляда. Помню, меня это еще в детстве страшно удивило.

А как для вас?
И кстати, а как вам кажется, по отношению к вам самим что лучше работает — чтобы человек постарался запомниться вам пофиг чем и потом поменять минус на плюс, или пускай не слишком сильно цепляя и запоминаясь, но привлекал только положительное внимание?
gorgulenok: (горгуленок)
А пока писала вопросы для тех, кто отметился во флешмобе — представила себе, как этот флешмоб выглядел бы в XII-XIII вв. в Западной Европе, если бы тогда могла существовать такая развлекуха.

Вы принимаете универсальные понятия? Почему?
Если бы вы могли задать один вопрос Аристотелю — о чем бы вы его спросили?
С кем из отцов богословия вы бы хотели встретиться и поспорить?
Как вы считаете, для большинства стремящихся к бедности это — способ подражать Христу или оправдать свою безответственность?
На кого из святых вы бы хотели быть похожим больше всего?
Как по-вашему, к какому греху, если выразить его одним словом, мир сейчас склонен более всего?

Когда ты будешь решать, за кого отдать замуж дочь, какие качества вероятного зятя для тебя будут важнее всего?
Ты хотел бы когда-нибудь сходить в далекое паломничество?
Какому святому (или святой) ты молишься чаще всего? Почему именно ему?
Тебе случалось когда-нибудь увидеть домового?
Как ты относишься к евреям?
Новые храмы — вот эти, с высокими парящими башнями и с разными чудищами — красивее старых или нет?

Если бы вы были Изольдой — вы бы поступили так же, как и она, или как-то иначе?
Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать рыцарь, чтобы быть достойным внимания своей дамы?
Если, да не допустит этого Господь, вы овдовеете — вы выйдете второй раз замуж, уйдете в монастырь, что-то еще? Если предположить, что это будет зависеть от вас.

Как по-вашему, новый крестовый поход сейчас — блажь или насущная необходимость? Вы бы сами приняли крест, если что?
Чем из своих ратных дел вы гордитесь?
gorgulenok: (горгуленок)
От [livejournal.com profile] peggy_s.
Правила:

1) Оставить комментарий, сказав, что хочешь шесть вопросов себе.
2) Получить от меня эти самые шесть вопросов.
3) Написать у себя ответы на эти шесть вопросов. Честные и откровенные, конечно, иначе смысл?
4) Включить эту инструкцию в свой пост с ответами.

1) Если бы ты могла построить дом такой, какой хочешь, и там, где хочешь — какой бы это был дом?

Read more... )

2) Какая детская игрушка впечатлила тебя больше всего? В хорошем или в плохом смысле.

Read more... )

3) Если бы можно было поменять один какой-нибудь закон природы, ты бы воспользовалась этой возможностью? И как? (Предположим, что меняется только то, что хочешь поменять, а не все и сразу.)

Read more... )

4) Вопрос про судьбу. Определенность судьбы (пусть приятной или интересной) это приятно, страшно, или по ситуации?

Read more... )

5) Допустим, на землю прилетели инопланетяне. И тебе предлагают поучаствовать в процессе установления контакта. Чем бы ты занялась?

Read more... )

6) Какое чувство для тебя важнее?

Read more... )

Ну что, кому?
(Я еще один флешмоб должна, причем должна уже очень давно. Я его напишу тоже, чуть погодя, я дозрела.)
gorgulenok: (горгуленок)
Стою в метро, держась за поручень, и краем глаза вижу — сбоку от меня сидит зеленый пупырчатый тролль.
Моргаю.
Гляжу прямо.
Никакой не тролль, парень как парень, даже в одежде нет ничего зеленого — коричневая куртка, что-то такое. Проглючило, в общем, бывает.

Отвожу взгляд.
Снова краем глаза вижу на его месте зеленого тролля.
Перевожу взгляд прямо на него — снова парень как парень.
Отвожу взгляд — снова периферийным зрением вижу тролля.

Фига ж себе, думаю, так вот ты какой, тролль восьмидесятого левела.

Profile

gorgulenok: (Default)
gorgulenok

June 2017

S M T W T F S
     123
456 78 910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Syndicate

RSS Atom

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 25th, 2017 08:43 pm
Powered by Dreamwidth Studios