Сюр

Aug. 21st, 2013 08:32 pm
gorgulenok: (горгуленок)
[personal profile] gorgulenok
Народ, а бывает у вас чувство — недолгое, секунд на несколько — что нормальный мир вокруг вас выключили, а включили триллер?
Звуки не опознаются, тишина неправдоподобна и неправдоподобно все, что ее нарушает, и если вдруг войдет кто-то, то поверить невозможно, что он именно тот человек, которым прикидывается — да и что он вообще человек?

У меня такое изредка бывает по вечерам, не обязательно чтоб уже было темно — но как правило, если я днем спала и вечером проснулась.
И, конечно, только когда никого нет дома.
Изредка бывает на улице — когда вдруг приходит в голову, что все люди, которые идут мимо или сидят в том же вагоне метро, могут на самом деле людьми не быть. Они как-то странно движутся, как марионетки, избегая встречаться взглядами. И вообще, мы все здесь еще не знаем, какой ужас прячется вон за тем углом, какой ужас уже пришел и завладел нами, не знаем, и спасения от него уже нет, и немой крик стынет где-то внутри, не доходя до голосовых связок.

Это куда неприятнее, потому что если дома можно наслаждаться этим ощущением триллера — да, я способна наслаждаться своим страхом, когда я знаю, что контролирую его и выдернусь из этих ощущений сразу, как только мне потребуется — то на улице ловить такие глюки небезопасно, там многое требует внимания, да и фонить виктимностью тоже совсем не дело.

Провоцируется это ощущение, я знаю, продолжительным молчанием — не только когда ничего не произносишь вслух, но вообще когда не обращаешься к живому человеку и не получаешь отклика, хоть устного, хоть письменного. Особенно — если изначального ожидания одиночества и настроя на него не было. (Вообще-то я люблю быть одной, пожалуй, больше всего на свете — но странным ощущениям от одиночества это не мешает.) Такого чувства никогда не возникает, если я только что трепалась с кем-то в текстовом чате или отвечала на комментарии в ЖЖ, пришедшие у меня на глазах.
А вот мимо идущие по своим делам люди, с которыми никак не общаешься, это ощущение не купируют.

Date: 2013-08-21 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] mbwolf.livejournal.com
Мне включают другой жанр. Возможно потому, что триллеры я не люблю (то есть совсем). :)
Просто вдруг все вокруг становится другое. Очень похожее, но другое, я почти успеваю понять, что не так, как оно кончается.
Началось это лет в 35, с возрастом усугубляется, то есть, "время перемещения" больше становится. Иногда даже успеваю подумать, как теперь тут жить. Но чаще не стало.

Date: 2013-08-21 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] gorgulenok.livejournal.com
Вообще-то у меня это может быть впереди — мне 35 будет через неделю :)
Оно не страшное — просто ощущение внезапно другого мира, да?

Date: 2013-08-21 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] mbwolf.livejournal.com
Конкретного страха нет. То есть, тревожно (куда я попала и что теперь делать?), но заведомой враждебности вокруг нет. Те, кого я вижу, может, и не люди, просто "почти как люди", но они не притворяются, просто так выглядят, им до меня дела нет.
Возникает, кстати, после долгого и глубокого "погружения в себя", особенно среди толпы (вагон метро, сборище какое-нибудь...). Не каждый раз, конечно, нечасто.

Date: 2013-08-22 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] gorgulenok.livejournal.com
У меня в детстве было очень много странных ощущений вида "куда я попала и где мои вещи", а потом почти прошло... Вообще толпа в метро такое странное дело — все так близко и молчат, и никто ни на кого старается не смотреть. Мне кажется, увидел бы это неподготовленным кто-то из совершенно другой культуры, где общественного транспорта нет ни в каком виде — у него бы шок был именно от нееестественности зрелища ))
Причем времени в этом состоянии становится больше, а что конкретно не совпадает с привычным миром, так очевидно и не становится — просто ясно, что другое все, да?

Date: 2013-08-22 09:19 am (UTC)
From: [identity profile] mbwolf.livejournal.com
Я дитя метрополитена, часто ездила с самого раннего детства, причем лет с 8-9 одна, так что для меня эта среда привычна. Но ситуаций, когда находишься в толпе и "низачем", просто эмоционально нейтрально ждешь, немного. А именно в этих ситуациях легко "уйти внутрь", просто пытаясь отгородиться от толпы во-первых, и вероятен внезапный, нештатный выход во-вторых. То есть, если я вдруг так задумаюсь одна дома, то с большой вероятностью выползу на поверхность постепенно, без этой "кессонной болезни". Хотя тоже бывало.

Date: 2013-08-22 10:28 am (UTC)
From: [identity profile] gorgulenok.livejournal.com
У меня почему-то как раз чаще всего именно очень привычные вещи вызывают ощущение их полной нереальности. Лифт и метро могут пугать и сниться в кошмарах, а вот компьютер — никогда, при том что он у меня десять с лишним лет назад появился, а на лифте я ездила с рождения, и на метро в общем тоже сколько себя помню — не каждый день, но все-таки. Мобильник сам по себе у меня никогда не вызывает чувства тревоги (вот сейчас позвонит, я нажму на OK, а там какой-нибудь голос с того света), а вот звонок стационарного телефона — иногда.

Date: 2013-08-22 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] mbwolf.livejournal.com
Я прошу прощения за очередную самоцитату, но вот! :)

Date: 2013-08-22 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] gorgulenok.livejournal.com
Почему-то козел говорит, что страница не найдена :(

Date: 2013-08-22 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] gorgulenok.livejournal.com
А вот так открылось.
Спасибо огромное, оно на самом деле мне интересно очень. Очень близко и очень интересно.
Да — мне метро тоже снится очень-очень похожим образом. Еще иногда я просто сначала не могу доехать до своей станции, почему-то все время оказываюсь не на своей ветке (вообще чтобы мне заблудиться в московском метро — да наяву я себе такого представить не могу), на станции с нужным мне переходом поезда не останавливаются, поскольку она закрыта на ремонт, и тд и тп. Но потом, если только я не успеваю проснуться раньше, происходит все то же самое — туннель становится бесконечным, поезд или замедляет ход, или наоборот ненормально разгоняется, и становится понятно, что следующей станции не будет. Пассажиры обычно на это никак не реагируют, и в какой-то момент может выясниться, что у них вместо лиц чудовищные рыла и вообще-то они совершенно не люди.
И вот интересно — я знаю, что туннели метро в кошмарах снятся довольно многим людям. Хотела бы я понять почему.

Date: 2013-08-22 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] mbwolf.livejournal.com
Вот один из немногих случаев, когда это состояние длилось долго.

Date: 2013-08-22 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] gorgulenok.livejournal.com
Ого. Да, я поняла...
У Шекли была повесть, где герой приключается-приключается и в конце концов попадает в так называемый Искаженный Мир, где привычных нам причинно-следственных связей вообще нет. И вот в итоге он вернулся оттуда домой, и время от времени пытается понять — а точно ли он попал именно к себе домой, а не куда-то, где все очень похоже, но другое? Да нет, думает он, вроде все как должно быть — отец пасет крысиные стада, мать высиживает яйца...
Мне кажется, у меня была бы паранойя на какую-то подобную тему — а вдруг это я не вижу отличий от своего мира, потому что психика не позволяет, а на самом деле тут вообще все другое.

Date: 2013-08-21 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] xenia-is-here.livejournal.com
Да, изредка бывает. Вот сегодня, кстати, было. Я забрела в одно место, где поначалу было хорошо, а потом вдруг стало как-то не так. Чем именно не так, я понять не смогла. Но ощущение триллера очень четко возникло. Пришлось по-быстрому оттуда уйти.

Date: 2013-08-21 08:15 pm (UTC)
From: [identity profile] gorgulenok.livejournal.com
Вот у меня тоже сегодня было — это и сподвигло пост написать. Где-то в районе полвосьмого или восьми вечера — а у тебя?

Date: 2013-08-21 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] xenia-is-here.livejournal.com
Не, у меня вообще средь бела дня. Что-то около часа по местному времени (я щас в Сербии, тут на два часа раньше).

Date: 2013-08-22 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] gorgulenok.livejournal.com
Видно, место было такое. Я подумала, что может быть время было такое, в воздухе что-то — бывает иногда, что, например, в одну конкретную ночь много совершенно разных людей видят похожие сны — но наверное тут дело в месте.
Было бы понятно, что именно не так — не было бы так страшно ))))

Date: 2013-08-22 05:32 am (UTC)
From: [identity profile] marta-nn.livejournal.com
а у меня порой включают какие-то невообразимо яркие и быстрые картинки - словно обострились резко органы чувств, словно протёрли пыльное стекло.
тогда я думаю - о, настоящий мир мне показали...

Date: 2013-08-22 08:08 am (UTC)
From: [identity profile] gorgulenok.livejournal.com
Ух ты ))) Вот чего у меня не бывает никогда.
Да, факт, настоящий мир. Ненадолго совсем, да?

Date: 2013-08-22 09:17 am (UTC)
From: [identity profile] marta-nn.livejournal.com
да, буквально на несколько секунд. если стараться держать это в прицеле внимания, то секунд на 5-8 может получиться растянуть.
сама не знаю, честно говоря, что это такое.

Date: 2013-08-22 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] gorgulenok.livejournal.com
Я лично думаю, что восприятие почему-то ускоряется и становится острее. Совсем ненадолго.
Я иногда от нервной перегрузки вдруг перестаю узнавать лица. Тоже на несколько секунд буквально, но мне хватает )))))) Не то что кого-то конкретного не узнаю, а вообще перестаю понимать, как по чертам лица можно опознать человека. Жуть такая — представляешь, ко мне в подземном переходе подходит сзади мама и обнимает, я оборачиваюсь — и не понимаю, кто это. Секунду где-то, а то и две.
Но это понятно, это с правым мозговым полушарием какая-то засада.

Date: 2013-08-22 11:24 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
Знаешь, вот так - нет, пожалуй. бывает ощущение чего-то странного, не-здесь, внезапно иного мира, намека, воспоминания, нереальности, не-здесь... Не умею сказать. Да, это жутко. Обычно недолго. Иногда - как-то связано с ощущением "мне туда не надо". Следую этому или нет - в любом случае бывает странно потом. Прикосновение к чему-то, что не дано понять.
За отсутствием метро - его заменяет Старый город и сны об улицах, которые вначале вроде бы и знакомые, или должны быть таковыми - я не помню именно эту, но, по прикидкам, она должна выводить примерно туда. В реальности - обычно-таки выводит, но бывают исключения. Во сне, конечно, нет - и при этом такое жуткое ощущение, когда знаешь, что туда нельзя и все равно идешь, нет вариантов.

Date: 2013-08-23 08:48 am (UTC)
From: [identity profile] gorgulenok.livejournal.com
Блин, вот что я конечно хочу когда-нибудь увидеть — это Старый город в Вильнюсе. По рассказам ощущение, что это совершенно колдовской лабиринт, про который хрена вот так четко сформулируешь, а почему именно он колдовской и даже, возможно, почему лабиринт — пока не потеряешься. Я правильно это представляю?

А жуткое ощущение, а имею в виду в реальности, а не во сне — оно на что больше всего похоже?
У меня то, про что я сейчас рассказывала — это именно чувство, что вокруг внезапно не реальность, а триллер, и работать будут законы триллера: непонятные звуки из водопровода? в обычной реальности это может быть что угодно, но в этой они обязательно связаны с чем-то жутким, что лезет по трубам. Странная фура проехала? на ней обязательно маньяк. Иначе бы ее просто не показали. Все кажется чуть-чуть выбивающимся из привычного, и все, что непривычно, скорее всего смертельно опасно.
На самом деле триллер — не единственный не-реалистический жанр, который со мной случается. В волшебную сказку меня может не только заносить — я ее сама могу создавать. Предполагаю, на самом деле, что могла бы и триллер, если бы стала это делать.

Date: 2013-08-23 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
Да, так. Ну, он иногда заводит. И еще, его невозможно, насколько я понимаю, узнать весь и целиком. Потеряться можно, найти всякие странные места можно, выйти внезапно совсем не там...
Надеюсь, что когда-нибкдь Ты приедешь в гости.
А сказку - примерно как в замке и Бот. Саду? Или еще сказочнее?

Оно жутко, но ему совсем невозможно противиться, что ли. Вот я знаю, что туда не стоит. Понимаю. И все равно иду. Зная, что этим как бы отдаю себя во власть... не знаю, каких сил.
И даже не любопытство, и, кажется, не беспечность - другое. Нет, не триллер... мистика скорее. Мистический триллер?

Date: 2013-08-23 05:52 pm (UTC)
From: [identity profile] gorgulenok.livejournal.com
Офигеть. Я бы даже про Москву такого не сказала. Наш центр, исторический который, вообще на самом деле не очень запутанный — ну ты видела. То есть в любом городе, построенном по кольцевому принципу, ориентироваться непросто, но это чисто техническое.
Да, мне безумно к вам хочется.
Посмотрим, может быть когда-нибудь я выберусь...

Примерно как... Ну я не помню насчет замка. Но вот когда вы вызвали лягушачьего царя — примерно в таком духе. А насчет еще сказочнее — вот тут все-таки как повезет )))
Жутко и невозможно противиться — во сне так бывает, или очень похоже на это, да?

Date: 2013-08-23 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] thurbo.livejournal.com
ты ещё в час ночи по горячим пригородам не ходила. Вот там обостряется восприятие. Хотя более опасно в 9-10 вечера, а после 12 большая часть гопоты уже спит.
Или возвращаться после дискотеки или свояка в Занках на другую базу по достаточно длинной дороге без фонарика.

Date: 2013-08-23 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] gorgulenok.livejournal.com
Ннууууу... Вообще-то мое любимое время прогулок — около трех ночи, но и около часу я на улице регулярно оказываюсь )))
А вот в лесу в другой лагерь я всегда предпочитаю, чтоб меня проводили — ночное зрение у меня ни к черту. В городе это не особо важно — во-первых, фонари, а во-вторых, улицы сами по себе достаточно широки, чтобы ни во что не впилиться ненароком. Возможную опасность я как правило отслеживаю по движению теней и по звукам — вообще у меня аудиальное восприятие сильно лучше визуального.
(deleted comment)

Date: 2013-12-23 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] gorgulenok.livejournal.com
Знаешь... скажем так, меня в этих ощущениях пугает непредсказуемость мира, а не что-то другое. И это на самом-то деле приятный страх.
Слушай, ну вот предположим, ты ко мне в гости приехал, все клево, мы треплемся, пьем чай, наступает ночь — и тут я начинаю тихонько покрываться чешуей, выпускать полуметровой длины когти и с предвкушением поглядывать на тебя. Тебя это не напряжет, совсем? ;)
(deleted comment)

Date: 2013-12-24 09:49 pm (UTC)
From: [identity profile] gorgulenok.livejournal.com
А это-то я знаю — я имею в виду, и про ближе к истине, и главное про большую безопасность. Я, в общем-то, проблемы своей психики решила в юности именно через это — осознав, что мир может быть каким угодно, и мне не принципиально что-то знать об этом заранее, принципиальна мне моя способность адекватно реагировать на что угодно, что бы ни выяснилось.
Штука в чем... Мне для некоторых моих целей, скажем так, нужно представление о нормальности. Ну вот в частности потому, что если нету нормального положения вещей, то есть задекларированного как нормальное — невозможно создать разрыв ожидаемого и происходящего, следовательно триллера например не будет. Ну а я люблю триллеры, что в общем-то из поста хорошо видно :) Удивление, ощущение, что законы мира меняются, мне нужно для всяких внутренних целей — мне, например, без него придется каким-то другим способом организовывать доступ к некоторым пластам подсознания, а зачем строить новое, когда есть отлично работающее старое.
Вообще я понимаю, что незнакомый человек на улице может быть не человеком, а кем угодно, почему бы нет. Мало того — под личиной знакомого человека, если уж на то пошло, тоже может быть кто угодно, другое дело, что с ума сойдешь, постоянно на это закладываясь. (Потому я и спросила про чешую и когти. Между прочим, в детстве, когда моя мама спала, я безумно боялась, что вот встанет сейчас — на самом деле не она. И убьет меня. И я тоже буду не я.)
Но дело тут не в констатации факта, а в моем состоянии. Вот сейчас я сижу, печатаю — мне по фигу, не населяют ли весь мой дом сверху донизу монстры со щупальцами. Реально — я знаю это по опыту — я буду реагировать на то, что вижу, а не выпадать в осадок. А бывает состояние оцепенения, которое... Скажем так — на самом деле, и я это в такие моменты понимаю, люди кажутся мне монстрами всего лишь потому, что не очень человеком на эти секунды становлюсь я. И страх в такие моменты на самом деле проекция почти в чистом виде. Я же не их, людей-нелюдей, боюсь, я себя боюсь в этот момент.

Profile

gorgulenok: (Default)
gorgulenok

May 2024

S M T W T F S
   1234
5678 91011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 24th, 2025 03:52 am
Powered by Dreamwidth Studios